Осирис (грецизированная форма египетского имени Усир) – в древнеегипетской мифологии бог смерти и возрождения, плодородия и
производителньых сил, царь загробного мира, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни.
У Осириса были и другие аспекты: то он выступает в облике лунного божества, то в виде созвездия Орион, то отождествляется с другими богами. Но еще до наступления эпохи Нового царства начинают определяться черты Осириса как вселенского бога. Гимн Осирису на стеле Аменмеса, начальника стад бога Амона (XV в. до н.э.), начинается словами: "Слава тебе, Осирис, владыка вечности, царь богов!".
Сложность образа Осириса ощущалась самими египтянами, и не случайно в одном из гимнов сохранилась следующая замечательная характеристика этого образа: "Сущность твоя, Осирис, темнее (чем всех других богов), Ты - луна, находящаяся на небе, Ты делаешься юным, когда ты желаешь, Ты делаешься молодым, когда ты хочешь, И ты Нил великий на берегах в начале нового года; Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя, И я нашел также, что твое величество - это царь преисподней".
Самый известные эпитеты Осириса - Уннефер, или «вечно благой» и «первый среди Западных», т. е. умерших, который является именем бога-шакала Хентиаментиу, древнего абидосского бога умерших. Осирис также именовался «пребывающим в Гелиополе», что указывало на его связь с древним культовым центром солнечного бога Ра.
Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра,
Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники
и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.
Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора (Хора) и
Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда
Шу и отца Геба.
Осирис и его жена богиня Исида являются, несомненно самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них, по словам Б. Тураева, - "главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян".
Центры культа.
Осирис - один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали скипетр и плеть Осириса. Центры культа Осириса, части тела которого, по легенде, были разбросаны его убийцей Сетхом по всей стране, согласно традиции были основаны богиней Исидой там, где она находила фрагменты его плоти. Так, Бусирис считался местом пребывания позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильности и незыблемость, а остров Абатон - «запретный», расположенный рядом с островом Исиды Филе - вместилищем сердца бога.
Основной культовый центр Осириса на юге страны - Абидос, древний Абджиу, город, в котором была похоронена голова бога. В Новом царстве (1550 - 1078 гг. до н. э.) абидосской гробницей Осириса считалось погребение правителя I династии Джера, которое стало популярным местом паломничества. Еще одним священным местом, связанным с погребенной в Абидосе головой бога, был Осирийон — особое подземное святилище, входившее в храмовый комплекс Сети I (1304 - 1290 гг. до н. э.); мегалитическая кладка стен Осирийона напоминает своей структурой памятники эпохи Древнего царства, хотя вопрос об окончательной датировке Осирийона все еще носит дискуссионный характер. Подобное подземное святилище Осириса было недавно обнаружено и в некрополе Гизы, издревле считавшимся «домом Осириса, владыки Ро-Сетау», т. е. путей, ведущих в загробный мир.
Отождествления.
Отождествлялся с Аахом, Сокаром, Сепа, Непри, Хентиаменти, Хапи, Нуном, к концу Нового царства - Ра (Ра-Осирис). В Мемфисе Осирис отождествлялся с местными божествами Птахом и сокологоловым Сокаром, владыкой кладбищ, принимая облик триединого божества Птаха-Сокар-Осириса, великого повелителя некрополей, гробниц и усопших.
В Древней Греции - с Аидом, Гелиосом, Дионисом, Посейдоном, Сераписом, Эротом.
В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бенну.
Источники.
Несколько слов об источниках, содержащих материал об Осирисе. Это знаменитые "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых", гимны Осирису на стеле С-286 Лувра, сказка о Хоре и Сетхе, папирус Бремнер-Ринд, где имеется плач Исиды и Нефтиды по умершему Осирису; стела, известная в науке под названием "Гор на крокодилах", содержащая две интересные информации: об Исиде и семи скорпионах и о пребывании Исиды и ее сына Хора в болотах Дельты; стелы сановников Ихернефрета, Ментухотепа, Схеменебра, фараона Неферхотепа и ряд других стел с меньшим объемом информации. Нельзя не упомянуть также и "Памятник мемфисской теологии", о котором говорилось в главе о Мемфисе и боге Пта, а также рамессейский драматический папирус (речь о нем пойдет далее). Перечисленные и другие египетские тексты содержат весьма интересный, высокоинформативный, но, к сожалению, фрагментарный материал об Осирисе (и Исиде). Ни в одном египетском памятнике нет связного, последовательного изложения мифа об Осирисе. Тем не менее этот миф хорошо известен из знаменитого сочинения Плутарха "Об Исиде и Осирисе", написанном уже в начале нашей эры, в I в. Миф (гл. 12-21) снабжен подробным и, несомненно, очень интересным комментарием (гл. 1-11 и 22-80), в котором Плутарх предпринял попытку осмыслить египетский миф в соответствии с греческими, естественно, представлениями того времени в разрезах рационалистическом, демонологическом, физическом, астрономическом, философском (Платоновская академия), дуалистическом и, что особенно интересно для египтологии, истолковать Осириса и его сына Харпократа как божества растительности. Изложение самого мифа занимает в произведении Плутарха сравнительно немного места.
Из совокупности всех данных - египетских источников и Плутарха - ярко выступает облик Осириса как царя преисподней, верховного судьи в загробном мире. Именно этот аспект Осириса определяет его сущность. Следует особо подчеркнуть, что в египетских текстах Осирис никогда не выступает как символ живого, правящего фараона - последний становится Осирисом, сливается с этим богом лишь после физической смерти.
Изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры хекет и нехеху. Важный атрибут Осириса - корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями и иногда дополненной рогами овна и солнечным диском. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще - черным, как плодородная египетская земля или же зеленым — в знак возрождения сил природы.
Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, а его символ,
столб джед, состоит из нескольких связок тростника, вставленных одна в другую. Далее, Осирис всегда изображается с тем или
иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями
винограда и балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы. Точно так же и гробница Осириса
не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло
через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
Иногда Осирис изображался с головою быка.
Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Миф об Осирисе.
Царствуя над Египтом, Осирис отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ, но ему завидовал младший брат Сет, желавший править вместо него. Сет, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса, и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса, и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Прибитый волнами к набережной финикийского Библа, саркофаг врос в ствол священной ивы, из которой местный царь приказал сделать колонну для своего дворца. После долгих лет поисков Исида, сестра и супруга Осириса, нашла его тело, и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту – разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным
наследником последнего.
После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему
проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством
живых. Таково в самой сжатой форме содержание легенды об Осирисе в ее позднем виде.
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил
природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных
представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются
впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ
бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
При всей значимости функций Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшим аспектом его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение жизни вечной. Уже с эпохи V династии умерший царь отождествлялся с Осирисом, в то время как живущий правитель - с его сыном и наследником Хором. С течением времени в процессе демократизации взглядов на заупокойный культ, к Первому переходному периоду возможность возродиться в облике Осириса получал, согласно Текстам саркофагов, каждый умерший. Знаменитое обращение «Осирис такой-то», обычно относящееся к усопшему, идентифицировало его с божеством.
Для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. На иллюстрациях к знаменитой Книге мертвых, или «Речению выхода души в день», Осирис предстает как судья душ усопших, великий правитель Дуата, мира иного, с помощью великих весов определяющий меру грехов каждого человеческого сердца.
Осирис мог быть и очень грозным амбивалентным божеством, опасным для умершего, который прибегал в этом случае к защите солнечного бога Ра, под покровительством которого странствовал по водам Дуата вслед за солнечной ладьей. В глубине ночи Ра - «ба» и Осирис - «тело» объединялись в единое великое Предвечное божество, которое давало новый импульс к развитию и процветанию вселенной.
Мистерии Осириса.
В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась в древности «сешета», или мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, символически представляющих эпизоды из жизни бога. Церемониал начинался, судя по всему, с трагической смерти Осириса: на бога нападали Сетх и его слуги и убивали его. Это ужасающее каждого египтянина событие, видимо, происходило в глубине храма, так как, судя по частным стелам, большинство паломников этого не видело. Вслед за этим следовала церемония, называвшаяся перет тепит - «первый выход», или же перет Упуат - «выход Упуата». Бог Упуат, воплощение Анубиса и, одновременно, Хора Неджитефа - Хора, Защитника отца своего, выходил из храма, чтобы повергнуть врагов, препятствующих воссоединению из частей и бальзамированию тело Осириса. Воссозданный в результате символической мумификации в храме, бог становился Первым среди Западных. Затем, подготовленное к погребению тело бога, везли к его гробнице, расположенной в пустынном месте Пекер, на юге Абидоса. Процесс перевоза Осириса проходил в три этапа: сначала, во время перет аат - Великого выхода, погребальный кортеж Осириса Хентиаментиу выходил из храма во главе с Упуатом. Находящегося на ладье Нешмет бога окружало несметное количество паломников, пришедших, чтобы «пасть ниц и созерцать его совершенство». Вторым этапом церемонии было прохождение процессии водного потока, символизирующего переход между двумя мирами. Осирис Хентиаментиу совершал это плавание на ладье Нешмет под защитой и руководством бога Тота. Видимо, эта часть церемонии происходила на священном храмовом озере, однако о деталях этой части праздника мы практически ничего не знаем. Наконец, Осириса переносили с ладьи Нешмет на ладью Урет — «Великую», и бог в сопровождении лишь нескольких высших жрецов и сановников, продолжал свой путь к гробнице в Пекер. С этого момента начинался самый торжественный эпизод церемонии, посвященный возрождению Осириса, проходивший в Золотой обители, неподалеку от гробницы бога в Пекер. Согласно свидетельству царя XIII династии Неферхотепа I, бог появлялся там с невероятным торжеством, окруженный родственными ему богами и богинями. В глубокой тайне в Золотой обители воссоздавался новый образ Осириса из золота и электрума. Ритуал возрождения бога проходил во время Ночи угасания бога для отдохновения и Отдохновения Хора воинственного - двух церемоний, которые завершались третьей - праздником Хакер, наступавшим сразу же после возрождения бога. Новый образ Осириса во время Ночи угасания бога для отдохновения возлагали на ложе, и жрец, именовавшийся са-мериэф - «сын его возлюбленный», воплощающий собой Хора, совершал над ней ряд ритуалов, вероятно, напоминавших заупокойную церемонию Отверзания уст. Находясь какое-то время рядом с самим богом, са-мериэф следил за тем, когда Осирис будет готов возродиться и в этот ответственный момент поизносил ключевую фразу хакер: «Приди ко мне!» После того, как в образ бога возвращалась жизнь, он получал эпитет Уннефер - Существо благое. О возрождении бога оповещали храм, паломников, и весь ликующий тинитский ном, столицей которого считался Абидос. Возродившийся к новой жизни Осирис Уннефер получал оправдание и благословение от сонма богов Гелиополя, в знак чего са-мериэф надевал на его статую особую Корону оправдания; перед народом оглашалось маа - оправдательное решение богов, сопровождавшееся всеобщей радостью. Это событие имело двойной смысл: в мире ином - оправдание душ умерших, в мире земном - передачу власти от Осириса к Хору, его законному наследнику. Торжествующий бог возвращался на ладье Нешмет из Пекер в свой абидосский храм среди невероятного столпотворения паломников и местных жителей. Вечером в храме проходила встреча Осириса и божеств его круга.
В религии Древнего Египта значение Осириса как бога плодородия было таким же важным, как и его значение в верованиях и
ритуалах, связанных с загробным культом. Осирис почитался египтянами как бог вечно умирающей и вечно воскресающей природы.
Разливы Нила, оживляющие природу, связывались не только с речным богом Хапи и с мифом о возвращении богини дождя и влаги из
Нубии, но в первую очередь - с мифом о воскресении Осириса. На сюжеты этих мифов ежегодно перед половодьем разыгрывались
мистерии. В ритуальных целях использовались деревянные или глиняные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми,
туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые
всходы - "Прорастающий Осирис".
В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его
воскресение.
Мистерии Осириса разыгрывались в последнюю декаду последнего месяца сезона разлива (месяц хойак - по фиванскому календарю).
В античный период.
В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа.
Неоднократно упоминается античными авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне считают Дионисом. Диодор отмечает
его связь с Приапом. Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию.
Информацию собрал Papyrus52.
(Wikipedia; oasismedina.com;
Рак И.В. Мифы Древнего Египта).
(Wikipedia; oasismedina.com;
Рак И.В. Мифы Древнего Египта).